[kswr_dropcaps drpcp_letter_fstyle=”font-family:Theme font;font-weight:inherit;” drpcp_content_fstyle=”font-family:Inherit;font-weight:inherit;” drpcp_content_color=”#5a9606″ drpcp_letter_bgsize=”58″ drpcp_letter_br_radius=”0″ drpcp_letter_font_def=”0″ drpcp_content_font_def=”0″ drpcp_letter_style_def=”0″ drpcp_letter=”Ц” drpcp_content=”ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПУТЕШЕСТВИЯ” drpcp_letter_fsize=”font-size:30px;” drpcp_content_fsize=”font-size:15px;” drpcp_letter_margins=”margin-top:5px;margin-bottom:0px;margin-left:6px;margin-right:13px;” drpcp_letter_br_advanced=”0″ drpcp_letter_br_normal=”{“borderwidth“:“2px“,“bordercolor1“:“rgba(49, 98, 204, 1)“,“borderstyle“:“solid“,“bordergradientdirection“:“none“,“bordercolor2“:“transparent“}”]

Целью путешествия было антропологическое и этнографическое изучение труднодоступных, сакральных и практически нетронутых мест Республики Алтай, встреча полнолуния и лунного затмения на плато Укок с проведением ритуалов шаманизма, попытка прохождения на подготовленных машинах маршрута Бертекперевал Бугумуюз-Джазатор, конный выход Самаха-Чокпартас за 3 дня. Количество участников: 13 человек, в т.ч.шаман, посвященный в р.Тыва, лама, посвященный в Тибете, и члены Русского Географического Общества.

[kswr_dropcaps drpcp_letter_fstyle=”font-family:Theme font;font-weight:inherit;” drpcp_content_fstyle=”font-family:Inherit;font-weight:inherit;” drpcp_content_color=”#5a9606″ drpcp_letter_bgsize=”58″ drpcp_letter_br_radius=”0″ drpcp_letter_font_def=”0″ drpcp_content_font_def=”0″ drpcp_letter_style_def=”0″ drpcp_letter=”Т” drpcp_content=”ТРАНСПОРТ” drpcp_letter_fsize=”font-size:30px;” drpcp_content_fsize=”font-size:15px;” drpcp_letter_margins=”margin-top:5px;margin-bottom:0px;margin-left:6px;margin-right:13px;” drpcp_letter_br_advanced=”0″ drpcp_letter_br_normal=”{“borderwidth“:“2px“,“bordercolor1“:“rgba(49, 98, 204, 1)“,“borderstyle“:“solid“,“bordergradientdirection“:“none“,“bordercolor2“:“transparent“}”]

1. Тойота Ланд Крузер 80, резина 40” MT, лифт 5”, шноркель, лебедка

2. Тойота Сурф, резина 36” MT, лифт 5”, шноркель, лебедка

3. УАЗ 2206, резина 33” MT

4. Митсубиши Паджеро 3, стандарт

5. Джип Гранд Чероки, резина 31” АТ, лифт 2” Машины оборудованы радиостанциями УКВ-диапазона. Спальные мешки для температурного диапазона -5˚…-10˚С (Перепад температур на маршруте +30˚С..-15˚С). 

[kswr_dropcaps drpcp_letter_fstyle=”font-family:Theme font;font-weight:inherit;” drpcp_content_fstyle=”font-family:Inherit;font-weight:inherit;” drpcp_content_color=”#5a9606″ drpcp_letter_bgsize=”58″ drpcp_letter_br_radius=”0″ drpcp_letter_font_def=”0″ drpcp_content_font_def=”0″ drpcp_letter_style_def=”0″ drpcp_letter=”Д” drpcp_content=”ДНЕВНИК” drpcp_letter_fsize=”font-size:30px;” drpcp_content_fsize=”font-size:15px;” drpcp_letter_margins=”margin-top:5px;margin-bottom:0px;margin-left:6px;margin-right:13px;” drpcp_letter_br_advanced=”0″ drpcp_letter_br_normal=”{“borderwidth“:“2px“,“bordercolor1“:“rgba(49, 98, 204, 1)“,“borderstyle“:“solid“,“bordergradientdirection“:“none“,“bordercolor2“:“transparent“}”]

Прибытие. 21.07.2018 Барнаул

В связи с разным временем и местом прилета участников, часть группы изучала достопримечательности города, в то время как организаторы занимались финальными приготовлениями машин и снаряжения.

День 1-й. 22 июля.

Ранним утром экспедиция выехала из г.Барнаула, Алтайский Край, в направлении Республики Алтай на 4 внедорожниках (2 из них предназначались для стартовой заброски части группы до н.п.Кош-Агач с последующей пересадкой на спецтехнику, 2 оставшихся – для полноценного прохождения маршрута) Первая остановка – на трассе Барнаул-Бийск после 100км пути – в придорожном комплексе на завтрак. Первые 200км дороги отличаются довольно однообразным сценарием, напоминая пейзажи Среднерусской равнины, поэтому, с целью экономии времени, следующая остановка была выбрана на границе Алтайского края и Республики Алтай у памятной стелы, «ворот в Горный Алтай». Последовали ритуальное омовение рук в реке Катунь и фото у памятника Туристу как неотъемлемая часть фотоотчета каждого, кто посещает Горный Алтай.

 

Дальше пейзажи начинают стремительно меняться и завораживают дух. Частые остановки в огромном числе живописных мест и достопримечательностей, коими изобилует Чуйский тракт. Всего в 1-й день было решено проехать 600км и остановиться на ночлег на турбазе нашего давнего друга в Курайской степи; это место было выбрано еще и потому, что на следующие два дня были запланированы 2 однодневных радиальных выезда протяженностью 50 и 100км. По пути останавливались на сувенирных базарах, которые на Чуйском тракте также встречаются в изобилии. Самостоятельным туристам рекомендуем совместить это вместе с осмотром перевалов Семинского и Чике-Таман, на который мы для экзотики решили заехать по старому, еще грунтовому участку Чуйского Тракта.

 

Перевал Чике-Таман является одним из почитаемых сакральных мест коренных алтайцев, где можно наблюдать ритуальные кладки Обо в память о предках рода с почитанием горных духов и проникнуться атмосферой гор. Так сложилось, что Чуйский тракт буквально «напичкан» достопримечательностями, имеющими историческую, культурную и антропологическую ценность (известнейшее слияние рек Чуя и Катунь, каменные идолы в урочище Кур-Кечу, Яломанское городище, многочисленные петроглифы, каменный комплекс Калбак-Таш, воин Кезер, Ининские стелы и многое другое).

 

Летом на всем протяжении Чуйского тракта работает большое количество придорожных кафе, где можно вкусно и недорого вкусить прелести местной кухни, в одном из которых мы и остановились на обед. Манты и плов были превосходны. На
базу все участники прибыли уже затемно, и после первого дня, насыщенного впечатлениями, ужин по старой русской традиции изрядно затянулся.

Стоит отметить, что чистый горный воздух благоприятствовал легкому пробуждению, и утром следующего дня все были бодры и готовы к новым ощущениям.

День 2-й. 23 июля.

После завтрака участники выехали на Улаганский перевал, место, именуемое «колыбелью цивилизации теленгитов». Перевал потрясает и заставляет даже скептиков поверить в чудеса, находясь перед лицом матери-природы, с которой в этом месте диалог складывается просто и напрямую; не хочется ни о чем говорить, а просто созерцать необъятную тишину. Деревья увешаны кайрами, белыми лентами, символизирующими чистоту и непорочность.

После вкусного завтрака у подножья перевала на озере Киделю мы отправились на Акташский ретранслятор (3038м над уровнем моря), с которого открывается ошеломляющий вид на горные вершины Северо-Чуйского, Южно-Чуйского и Курайского хребтов.

После спуска по территории заброшенного ртутного рудника мы сделали остановку и под легким моросящим дождем совершили далеко не любительский пеший 3-х километровый выход к высокогорному озеру Горных Духов, где любители низких температур совершили «ритуальное омовение». Основную сложность представлял проход по курумнику, беспорядочному навалу из огромных камней.

Ранее среди шаманов оба озера Горных Духов (другое находится на Катунском хребте) считались местами, запретными для посещения, поэтому атмосфера нетронутости и тишины в этом месте завораживает.
Сильно уставшие, но довольные, мы вернулись на базу, где нас ждали баня и ужин.

День 3-й. 24 июля.

Ранний подъем и завтрак, на 2 подготовленных машинах и УАЗе с местным водителем, знающим нюансы прохождения бродов и заболоченных участков, мы выдвинулись в альплагерь у подножия ледников Актру.

После типичной для любителей настоящей внедорожной езды поездки и прибытия в альплагерь, группа разделилась на две части. Одна часть забралась на ледник
Большого Актру, вторая изучила древнее сакральное культовое место у слияния рек Малого и Большого Актру.

На обратном пути при прохождении брода одна из наших машин пробила основной топливный бак, поэтому впоследствии основной запас дизеля перевозился в канистрах на крыше. Это был, пожалуй, единственный минус дня.

День 4-й. 25 июля.

Ранним утром наша группа покинула место стоянки и выдвинулась в н.п.Кош-Агач, где были оставлены 2 из 4-х джипов, взят УАЗ повышенной проходимости (на базе модели, известной в народе как «буханка»), и в местном Погрануправлении был получен пропуск на посещение приграничной зоны иностранными гражданами. Посетив Тархатинский мегалитический комплекс и пройдя погранзаставу, по каменистой и ухабистой дороге мы добрались до Джумалинских источников.

Дальнейшее прохождение маршрута и штурм перевала Теплый ключ были перенесены на утро из-за внезапно начавшегося бурана. Впечатляет наблюдать снег с градом, густо засыпающим цветущие альпийские луга в середине июля. Мы были готовы к такому сценарию, поэтому имели с собой зимнюю одежду и теплые спальные мешки.

Из-за большого числа посетителей на источниках и малого «номерного» фонда мест на турбазе не нашлось, и мы были вынуждены импровизировать. Часть группы разместили на чердаке хозяйки кафе, продуваемом всеми ветрами, а остальные участники поставили свои палатки на полу летнего кафе. Ночь была запоминающейся (до -10˚С с ветром).

День 5-й. 26 июля.

Повторно окунувшись в Джумалинских ключах (вода всегда +18˚С и богата радоном), мы начали подъем на перевал Теплый ключ. Дорога не из легких, но была пройдена относительно без сложностей. Поднявшись, окунулись в ледниковом Безымянном озере на вершине перевала, которое по преданиям, помогает обнулить сознание и избавить от любых прицепившихся напастей.

И вот, начало, основная цель маршрута, плато Укок, перед нами. Погода была прекрасная, ни следа от вчерашней метели, все вершины горы Табын-Богдо-Ола перед нами как на ладони. Это очень хороший знак для попадающего на плато, как бы говорящий о том, что это священное место благоволит путнику и приветствует его.

Забегая вперед, нужно отметить, что действительно посреди череды буранов погода на Укок нам благоприятствовала все время.
После не менее сложного спуска и отметки на пограничном пункте мы подъехали к «Воротам Укок» – двум каменным стелам с древними рунами, наследием прошлых цивилизаций.

Надо отметить, что для путника, попадающего в сердце Евразии, ее географический центр, вид с холма на плато, лежащее у его ног, очаровывает безмерно.

Дальше дорога шла русловыми бродами (едешь буквально по руслу реки). В июле еще высок уровень воды, поэтому для транспорта требуется серьезная бродоподготовка. УАЗ пришлось вытягивать лебедкой, но все получилось и мы поехали дальше.

К вечеру мы достигли запланированного места стоянки у слияния рек Ак-Алаха и Калгуты, где и разбили наш палаточный лагерь. «Посиделки» у костра продолжались всю ночь и утром «самые неспящие» были свидетелями таинственного события в виде появления вертикальной цепочки огней на небе, внезапно появившейся и через непродолжительное время так же внезапно исчезнувшей(приносим извинения за отсутствие быстрой реакции и не совсем качественное фото, как всегда, мысль запечатлеть пришла не сразу!).

Место сразу добавило скептикам веры в сверхъестественное. Хотя, если быть честным, к тому моменту скептиков среди нас уже, пожалуй, не было.

День 6-й. 27 июля.

Первый раз за всю экспедицию подъем был не ранним, поскольку в планах было только посещение с ритуальными подношениями кургана «Принцессы Укок», мумии молодой женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике АкАлаха в 1993 году, и близлежащих озер, находящихся в 20км от места стоянки.

Вечер желающие провели, встречая закат на расположенной рядом горе, откуда открывался прекрасный вид на плато, вершины гор и слияние рек.

Ночью планами была предусмотрена встреча лунного затмения в полнолуние, что по сути, являлось узловым моментом нашего тура. Некоторые участники отправились на проведение обряда камлания со всеми ритуальными составляющими на площадку, расположенную чуть выше лагеря, где столетиями проводились шаманские обряды.

Именно поэтому место стоянки было выбрано здесь изначально. Изобилие ощущений, Укок, полная луна, костер на горе, бубен шамана, сон переплетается с реальностью…

День 7-й. 28 июля.

Началась экстремальная составляющая нашего путешествия. Был подготовлен маршрут перехода до н.п. Джазатор (Беляши) напрямую через перевал Бугумуюз. Поскольку маршрут туристами в это время года никогда ранее не проводился, пришлось просчитать его детально по картам Генштаба.

Справившись с непростым бродом через реку Ак-Алаха (УАЗ с заглушенным двигателем тянули джипом на тросе), пару раз избежали превращения автомобилей в корабли, в том числе и далее при проходе высокогорных речушек, прошли не менее сложные затяжные верховые болота и, не веря в случившееся, оказались на перевале.

Дорога вниз поначалу не пугала, а потом мы просто временами не успевали испугаться. Тем не менее, к вечеру, уставшие, но довольные, мы оказались на турбазе в степи Самаха за Джазатором, где нас ждала опять же баня и свежая баранина на ужин. Забегая вперед, наша группа должна была завтра разделиться на две части, и те «счастливчики», которым предстоял 3-хдневный «неутомительный» конный поход на плато Чокпартас, не понимали, что самая активная часть путешествия еще впереди. Группа 2.

Дни 8-10-й. 29-31 июля.

Группа 2 оставалась на базе и предприняла радиальный выход (джипы + пешком) через перевал Верблюжья Шея, откуда открываются замечательные виды на степь Самаха и отроги Катунского хребта с заснеженной вершиной Шенелю. Далее Карагемский прорыв, каменный мешок, где река Аргут зажата отвесными обрывистыми берегами, и на протяжении нескольких километров представляет собой взбитую в пену дикую воду.

Поскольку у одной из участниц был план отметить свой день рождения 31 июля «в глуши», группа более не предпринимала дальнейших вылазок и готовилась к празднику, наслаждаясь прогулками по степи Самаха и горному лиственничному
лесу. День рождения был отмечен праздничным тортом, домашними блинами, свежепойманным зажаренным хариусом и остальными соответствующими атрибутами. Группа 1.

День 8-й. 29 июля.

Группе предстоял 60-километровый конный выход по горным тропам на плато Чокпартас (перепад высот 1600-2900м) с двумя ночевками в палатках по маршруту III-IV категории сложности. Как это иногда случается, несмотря на все подготовительные мероприятия, группа выдвинулась с 3-х часовым опозданием.

Не считая внезапной атаки ос, основные сложности были в горных болотах в чаще леса, где груз на «заводных» лошадях постоянно приходилось перевязывать заново, из-за чего стоять приходилось на горных обрывах под атаками туч оводов и прочих кровососущих насекомых на узких пятачках земли с заболоченными промежутками между ними. Лошади «нервничали» больше всадников, что держало всех в тонусе.

Из-за задержек по времени, во избежание перемещения по темноте, первая стоянка была импровизацией, расположена по высоте ниже запланированной, но зато была обеспечена водой и дровами, что впоследствии оказалось более удачным вариантом, позволившим вернуться ранее. Разбив в сумерках лагерь, мы были крайне довольны имеющимся у нас скромным, но безгранично вкусным запасом продовольствия. День выдался трудным, но пик был впереди.

День 9-й. 30 июля.

Уже по традиции, омывшись до пояса в ледяной воде ручья и сидя на заснеженной траве, мы представляли грядущий день, как вдруг в голову пришла идея о том, что все трудности даются нам с определенной целью. Мы были готовы идти дальше.

Маршрут прошел с нюансами, но без травм и через несколько часов мы вышли к подножию плато Чокпартас, которое является своеобразной «театральной ложей» над плато Укок.

Поднимаясь не без труда (пару раз кони по грудь увязали в небольших заболоченных участках на обрывах, откуда только стальные нервы и громкий крик помогали животным, казалось бы, левитировать), в один момент, оглянувшись назад, мы поняли, ради чего все это было задумано: Гора Белуха во всем своем величии с южной стороны.

Словами это описать невозможно. Поднявшись на само плато, мы увидели то самое сакральное место: площадка овальной формы, окруженная камнями-великанами, напоминающими различные фигуры даже для человека без воображения. С одной стороны открывается вид на Белуху, с другой стороны – на Табын-Богдо-Ола.
Появилась мысль о том, что если считать плато Укок генеральным директором Евразии, то Чокпартас – это визит к Учредителю.

После совместных ритуалов, инициированных членами группы, мы продолжили исследование плато и других скоплений мегалитов, после чего начали спуск по второму маршруту, который оказался сложнее предыдущего. Тем не менее, вернулись на место стоянки целыми и невредимыми, пройдя за день более 30км. Ужин казался нам райским угощением, шурпа из барана, с чаем и легким употреблением коньяка. На завтра предстоял короткий выход обратно, присутствовало настроение победителей.

День 10-й. 31 июля.

Погода продолжала держать нас в тонусе, и при сборах начал накрапывать дождь, что подразумевало дополнительные хлопоты в болотах, поэтому сборы были крайне оперативными и мы по-геройски выдвинулись в обратный путь.

К этому времени все привыкли и к дороге, и к своим лошадям, поэтому, напоминая гусарский отряд, успели прибыть на базу весело и без происшествий к обеду, чем изрядно порадовали остальных товарищей. Обед и вечер был посвящен красочным описаниям похода и празднованию дня рождения.

День 11-й. 1 августа.

Все поставленные задачи выполнены, места посещены, ритуалы проведены, настроение прекрасное. С чувством выполненного долга, после посещения каменного воина в степи Самаха, мы отправляемся в обратную дорогу.

Обратная замена машин в Кош-Агаче и на скорости мы движемся по хорошо заасфальтированному Чуйскому тракту в сторону Онгудая. Машины вели себя капризно, но это не помешало нам встать по графику на обратную ночевку на турбазе в природном заповеднике Уч-Энмек на полпути к Барнаулу. Совместный ужин, обсуждение ощущений от поездки затянулось глубоко за полночь.

День 12-й. 2 августа.

Проведя традиционный обряд покидания Горного Алтая, призывая духов и подсыпая в костер талкан и добавляя топленое масло, с благодарностью за гостеприимство, в ожидании грядущих перемен к лучшему в наших жизнях, мы собрались в обратный путь.

Закупившись сувенирами, орехами, чаем, медом (и медовухой!) мы мчались обратно в гостиницу Барнаула. Первые, не совсем понятные нам ощущения появились при пересечении границы с Алтайским краем: нам однозначно не хотелось уезжать из Горного. Мы не возвращались в старый дом, а уезжали из нового.

[kswr_dropcaps drpcp_letter_fstyle=”font-family:Theme font;font-weight:inherit;” drpcp_content_fstyle=”font-family:Inherit;font-weight:inherit;” drpcp_content_color=”#5a9606″ drpcp_letter_bgsize=”58″ drpcp_letter_br_radius=”0″ drpcp_letter_font_def=”0″ drpcp_content_font_def=”0″ drpcp_letter_style_def=”0″ drpcp_letter=”И” drpcp_content=”ИТОГ” drpcp_letter_fsize=”font-size:30px;” drpcp_content_fsize=”font-size:15px;” drpcp_letter_margins=”margin-top:5px;margin-bottom:0px;margin-left:6px;margin-right:13px;” drpcp_letter_br_advanced=”0″ drpcp_letter_br_normal=”{“borderwidth“:“2px“,“bordercolor1“:“rgba(49, 98, 204, 1)“,“borderstyle“:“solid“,“bordergradientdirection“:“none“,“bordercolor2“:“transparent“}”]

Пройдено в целом:

Дороги с асфальтовым покрытием – 1650км

Дороги с грунтовым покрытием – 220км

Бездорожье – 210км

Чуйский тракт на всем своем протяжении имеет АЗС с топливом удовлетворительного качества, пункты общественного питания во всех райцентрах и по трассе Барнаул-Ташанта. Меню включает блюда европейской и среднеазиатской кухни, имеются выпечка, первые и вторые блюда. Супермаркеты есть во всех райцентрах, режим работы 9-22.

На участке маршрута Кош-Агач – Укок – Джазатор – Кош-Агач единственная АЗС находится в н.п.Джазатор, работает в светлое время суток, заявлены только АИ-92, АИ-80 и ДТ без гарантии обязательного наличия.

Leave a comment